Пояснительная записка смены пришкольного лагеря
Программа воспитания лагеря с дневным пребыванием детей «Содружество орлят России» (далее – Программа воспитания, Программа) разработана на основе примерной
рабочей программы воспитания на основе Примерной рабочей программы воспитания для
общеобразовательных организаций, разработанной Федеральным государственным
бюджетным научным учреждением «Институт изучения детства, семьи и воспитания
Российской академии образования» в соответствии с нормативно-правовыми документами:
- Конституцией Российской Федерации (принята всенародным голосованием
12.12.1993, с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020).
- Конвенцией о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989,
вступила в силу для СССР 15.09.1990).
- Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Федеральным законом от 31.07.2020 № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания
обучающихся».
- Федеральным законом от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
- Федеральным законом от 30.12.2020 № 489-ФЗ «О молодежной политике в Российской Федерации».
- Приказы №№286,287 Министерства просвещения Российской Федерации об
утверждении ФГОС начального общего образования и ФГОС основного общего образования
от 31 мая 2021 года.
- Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года
(утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р).
- Указом Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года».
- Планом основных мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия детства, на период до 2027 года (утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 23.01.2021 № 122-р).
- Государственной программой Российской Федерации «Развитие образования»(утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 26. 12.2017 № 1642).
- Федеральным проектом «Успех каждого ребенка» (утвержден президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 № 16.)
Программа создана с целью организации непрерывного воспитательного процесса, основывается на единстве и преемственности с общим и дополнительным образованием, соотносится с примерной рабочей программой воспитания для образовательных организаций, реализующих образовательные программы общего образования. Программа предусматривает приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, включая культурные ценности своей этнической группы, правилам и нормам поведения в российском обществе. Ценности Родины и природы лежат в основе патриотического направления воспитания. Ценности человека, дружбы, семьи, сотрудничества лежат в основе духовно-нравственного и социального направлений воспитания. Ценность знания лежит в основе познавательного направления воспитания. Ценность здоровья лежит в основе направления физического воспитания. Ценность труда лежит в основе трудового направления воспитания. Ценности культуры и красоты лежат в основе эстетического направления воспитания.
Программа смены предполагает подготовку и реализацию коллективного творческого дела, согласно всем шести этапам КТД (по И. П. Иванову): совместное создание взрослыми и детьми большого общего Праздника в рамках игровой модели смены. Данный подход позволяет соблюсти оптимальное соотношение видов деятельности, заранее придуманных и структурированных взрослыми, и произвольных активностей, что обеспечивает реализацию детских инициатив, творчества, идей и замыслов.
Смена в пришкольном лагере становится своеобразным знакомством с программой «Орлята России», направленной на развитие социальной активности школьников младших классов. В рамках смены воспитанники познакомятся с треками проекта Орлята России: «Орлёнок – Эрудит», «Орлёнок – Доброволец», «Орлёнок – Мастер», «Орлёнок – Спортсмен», «Орлёнок – Хранитель исторической памяти», «Орлёнок – Эколог», «Орлёнок – Лидер». Это поможет пробудить интерес к проекту «Орлята России» и в учебном году стать его активными участниками.
Смена в пришкольном лагере основывается на игровой модели «Путешествие в Страну Маленьких и Великих Открытий». Данная игровая модель обусловлена возрастной категорией детей-участников смены — 7-12 лет — и временными рамками (дети находятся в лагере неполный день). Для каждого дня придумывается целостный игровой сюжет, в соответствии с которым в каждом дне определено ключевое дело на уровне отряда, раз в неделю - на уровне лагеря. Всё остальное время расписано с учётом режима, обязательно включает в себя утреннюю зарядку, подвижные игры и прогулки на свежем воздухе. В программу добавлены экскурсии, посещение театров, кинотеатра. Организовано занятие в кружках.
При реализации программы смены учитываются памятные даты, государственные и национальные праздники Российской Федерации, которые выпадают в период реализации летней смены.
Время
|
Деятельность |
8.30
|
Приход детей в лагерь |
09.00 -09.15
|
Зарядка. Танцевальная разминка и разучивание флешмоба «Содружество Орлят России». |
09.15 – 09.30
|
Линейка. Перекличка отрядов, информация о предстоящих
событиях дня, поднятие государственного флага РФ с исполнением гимна РФ |
09.30-10.00
|
Завтрак |
10.00-10.30
|
Отрядный сбор |
10.30 – 13.30
|
Коллективная творческая деятельность, прогулки, спортивно – оздоровительные мероприятия, работа кружков, общие мероприятия |
13.30 – 14.00
|
Обед |
14.00 - 15.30
|
Дневной сон |
16.00 - 16.30 |
Полдник
|
16.30 - 17.40 |
Работа по плану отрядов, работа кружков и секций. Час чтения. Минута безопасности |
17.40
|
Линейка. Подведение итогов дня |
18.00
|
Уход детей домой |
Режим дня:
Раздел I. ЦЕННОСТНО-ЦЕЛЕВЫЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ
Нормативные ценностно-целевые основы воспитания детей в лагере с дневным пребыванием детей определяются содержанием российских гражданских (базовых, общенациональных) норм и ценностей, основные из которых закреплены в Конституции Российской Федерации. С учетом мировоззренческого, этнического, религиозного многообразия российского общества ценностно-целевые основы воспитания детей включают духовно-нравственные ценности культуры народов России, традиционных религий народов России в качестве вариативного компонента содержания воспитания, реализуемого на добровольной основе, в соответствии с мировоззренческими и культурными особенностями и потребностями родителей (законных представителей) несовершеннолетних детей. Воспитательная деятельность в лагере с дневным пребыванием детей реализуется в соответствии с приоритетами государственной политики в сфере воспитания, зафиксированными в Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины.
-
- Цель и задачи воспитания
Современный российский общенациональный воспитательный идеал – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
В соответствии с этим идеалом и нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере образования цель воспитания: создание условий для личностного развития, самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде. (Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации, ст. 2, п. 2).
Задачи воспитания определены с учетом интеллектуально-когнитивной, эмоционально-оценочной, деятельностно-практической составляющих развития личности:
- усвоение знаний, норм, духовно-нравственных ценностей, традиций, которые выработало российское общество (социально значимых знаний);
- формирование и развитие позитивных личностных отношений к этим нормам, ценностям, традициям (их освоение, принятие);
- приобретение социально значимых знаний, формирование отношения к традиционным базовым российским ценностям.
1.2. Методологические основы и принципы воспитательной деятельности
Методологической основой Программы воспитания являются антропологический, культурно-исторический и системно-деятельностный подходы.
Воспитательная деятельность в лагере с дневным пребыванием детей основывается на следующих принципах:
- принцип гуманистической направленности. Каждый ребенок имеет право на признание его как человеческой личности, уважение его достоинства, защиту его человеческих прав, свободное развитие;
- принцип ценностного единства и совместности. Единство ценностей и смыслов воспитания, разделяемых всеми участниками образовательных отношений, содействие, сотворчество и сопереживание, взаимопонимание и взаимное уважение;
- принцип культуросообразности. Воспитание основывается на культуре и традициях России, включая культурные особенности региона;
- принцип следования нравственному примеру. Пример, как метод воспитания, позволяет расширить нравственный опыт ребенка, побудить его к открытому внутреннему диалогу, пробудить в нем нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать ребенку реальную возможность следования идеалу в жизни;
- принцип безопасной жизнедеятельности. Защищенность важных интересов личности от внутренних и внешних угроз, воспитание через призму безопасности и безопасного поведения; - принцип совместной деятельности ребенка и взрослого. Значимость совместной деятельности взрослого и ребенка на основе приобщения к культурным ценностям и их освоения;
- принцип инклюзивности. Организация воспитательного процесса, при котором все дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования.
1.3 Основные направления воспитания
Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках следующих направлений воспитательной работы:
- гражданское воспитание, формирование российской гражданской идентичности, принадлежности к общности граждан Российской Федерации, к народу России как источнику власти в российском государстве и субъекту тысячелетней Российской государственности, знание и уважение прав, свобод и обязанностей гражданина Российской Федерации;
- воспитание патриотизма, любви к своему народу и уважения к другим народам России, формирование общероссийской культурной идентичности;
- духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся на основе духовно-нравственной культуры народов России, традиционных религий народов России,
формирование традиционных российских семейных ценностей;
- эстетическое воспитание: формирование эстетической культуры на основе российских традиционных духовных ценностей, приобщение к лучшим образцам отечественного и мирового искусства;
- экологическое воспитание: формирование экологической культуры, ответственного, бережного отношения к природе, окружающей среде на основе российских традиционных духовных ценностей;
- трудовое воспитание: воспитание уважения к труду, трудящимся, результатам труда (своего и других людей), ориентации на трудовую деятельность, получение профессии, личностное самовыражение в продуктивном, нравственно достойном труде в российском обществе, на достижение выдающихся результатов в труде, профессиональной деятельности;
- физическое воспитание и воспитание культуры здорового образа жизни и безопасности: развитие физических способностей с учетом возможностей и состояния здоровья, формирование культуры здорового образа жизни, личной и общественной безопасности;
- познавательное направление воспитания: стремление к познанию себя и других людей, природы и общества, к знаниям, образованию
Достижение цели и решение задач воспитания осуществляется в рамках всех направлений деятельности детского лагеря.
1.4. Основные традиции и уникальность воспитательной деятельности
Игровая модель смены. Описание игровой модели смены
В основе игровой модели смены лежит путешествие ребят в неизвестную Страну Маленьких и Великих Открытий (далее – Страна Открытий, Страна). Путешествовать по неизвестным местам возможно только сплочённой командой, поскольку жителям этой Страны требуется помощь. Поэтому задача ребят – создать команду, успешно пройти все испытания, составить карту Страны и таким образом помочь жителям сохранить их главные сокровища. Все моменты игровой модели опираются на треки проекта «Орлята России».
Каждый день начинается с нового открытия – новой локации Страны Открытий. Путешествовать по Стране и открывать тайны помогают её невидимые жители, которые общаются с ребятами при помощи книги. Для педагога книга является инструментом поддержки игрового сюжета. От лица невидимых жителей педагог предлагает ребятам поучаствовать в том или ином событии, отвечает на их вопросы, даёт подсказки в виде элементов карты Страны, по которой ребята путешествуют.
Погружение в игровую модель начинается с первых дней смены. Ребята получают информацию о лагере, его территории, а также своей командой путешественников представляют творческую «визитку» и знакомятся с другими ребятами. По итогам первых двух дней смены ребята находят волшебную книгу, которая становится их гидом в путешествии. На первой странице книги они видят послание от жителей Страны, в котором ребят просят о помощи: «...для того, чтобы страна Маленьких и Великих Открытий существовала долго и о ней никто не забыл, а жители и их друзья были счастливы, необходимо раскрыть все её тайны». Остальные страницы – чистые. Однако «волшебным образом» книга будет помогать ребятам общаться с жителями Страны. Этой книге можно задать вопрос, и она ответит, а может наоборот, сама дать небольшое задание или поручение, пригласить ребят в игру или на экскурсию, дать подсказки, которые направят ребят к разгадкам тайн. Чтобы путешествие было успешным, необходимо всем вместе договориться о правилах, которые нужно выполнять, и познакомиться с традициями Страны, в которую отправляются путешественники (тематический час отряда «Открывая страницы интересной книги», который проходит во второй день смены).
На протяжении основного периода смены ребята постепенно раскрывают тайны, знакомятся с играми, легендами, забавами, традициями, народными промыслами, узнают о величии природного и национального богатств Страны.
День летит за днём, и путешествие подходит к завершению. А с ним и вопросы: смогли ли ребята помочь жителям Страны Маленьких и Великих Открытий, получилось ли собрать карту этой страны, можно ли теперь назвать отряд настоящей командой? И что это за Страна, по которой они путешествовали столько дней? На эти вопросы ребята отвечают вместе со своим воспитателем в рамках дел заключительного тематического дня смены. Ребята ещё раз вспоминают, как и где они путешествовали, собирают части карты воедино и приходят к выводу, что всё это время путешествовали по родной России. А невидимые жители, которые
оставляли им свои послания – это их друзья, их семьи и жители России. И вот, разгадав все тайны, которые скрывались в волшебной книге, ребята готовы к новым свершениям. Ярким моментом завершения смены становится совместно организованный праздник. Подводя итоги смены, ребята вспоминают о своём удивительном путешествии, о знакомстве и общении с невидимыми жителями, о раскрытых тайнах и загадках, которые скрывала в себе волшебная книга, а также о совместном празднике. И чтобы всегда вспоминать и радоваться интересно прожитому лету, ребятам предлагается сделать афишу-коллаж, которую они разместят в классе в своём орлятском уголке.
Система мотивации и стимулирования детей
Главной мотивацией участия детей в игре-путешествии выступают элементы карты, которые отряд собирает на протяжении всей смены. По итогам путешествия ребята складывают их воедино. Ведения отдельной рейтинговой таблицы не требуется, так как деятельность отрядов не предполагает конкуренции. За участие в отдельных конкурсах, соревнованиях, играх отряды могут получать дипломы и грамоты, а при необходимости и возможности – сладкие призы.
Индивидуальная система стимулирования участника смены может быть разработана и введена на усмотрение педагога, работающего с отрядом. В качестве рекомендаций: ребёнка можно награждать индивидуально грамотами, дипломами, небольшими медалями за конкретные достижения. Но если педагог считает, что необходимо ввести систему стимулирования внутри своего отряда, то она должна дополнять игровую модель, а не идти вразрез с ней.
Раздел II. СОДЕРЖАНИЕ, ВИДЫ И ФОРМЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Содержание, виды и формы воспитательной деятельности представлены в соответствующих модулях.
Игровая модель смены. Описание игровой модели смены
В основе игровой модели смены лежит путешествие ребят в неизвестную Страну Маленьких и Великих Открытий (далее – Страна Открытий, Страна). Путешествовать по неизвестным местам возможно только сплочённой командой, поскольку жителям этой Страны требуется помощь. Поэтому задача ребят – создать команду, успешно пройти все испытания, составить карту Страны и таким образом помочь жителям сохранить их главные сокровища. Все моменты игровой модели опираются на треки проекта «Орлята России».
Каждый день начинается с нового открытия – новой локации Страны Открытий. Путешествовать по Стране и открывать тайны помогают её невидимые жители, которые общаются с ребятами при помощи книги. Для педагога книга является инструментом поддержки игрового сюжета. От лица невидимых жителей педагог предлагает ребятам поучаствовать в том или ином событии, отвечает на их вопросы, даёт подсказки в виде элементов карты Страны, по которой ребята путешествуют.
Погружение в игровую модель начинается с первых дней смены. Ребята получают информацию о лагере, его территории, а также своей командой путешественников представляют творческую «визитку» и знакомятся с другими ребятами. По итогам первых двух дней смены ребята находят волшебную книгу, которая становится их гидом в путешествии. На первой странице книги они видят послание от жителей Страны, в котором ребят просят о помощи: «...для того, чтобы страна Маленьких и Великих Открытий существовала долго и о ней никто не забыл, а жители и их друзья были счастливы, необходимо раскрыть все её тайны». Остальные страницы – чистые. Однако «волшебным образом» книга будет помогать ребятам общаться с жителями Страны. Этой книге можно задать вопрос, и она ответит, а может наоборот, сама дать небольшое задание или поручение, пригласить ребят в игру или на экскурсию, дать подсказки, которые направят ребят к разгадкам тайн. Чтобы путешествие было успешным, необходимо всем вместе договориться о правилах, которые нужно выполнять, и познакомиться с традициями Страны, в которую отправляются путешественники (тематический час отряда «Открывая страницы интересной книги», который проходит во второй день смены).
На протяжении основного периода смены ребята постепенно раскрывают тайны, знакомятся с играми, легендами, забавами, традициями, народными промыслами, узнают о величии природного и национального богатств Страны.
Система мотивации и стимулирования детей
Главной мотивацией участия детей в игре-путешествии выступают элементы карты, которые отряд собирает на протяжении всей смены. По итогам путешествия ребята складывают их воедино. Ведения отдельной рейтинговой таблицы не требуется, так как деятельность отрядов не предполагает конкуренции. За участие в отдельных конкурсах, соревнованиях, играх отряды могут получать дипломы и грамоты, а при необходимости и возможности – сладкие призы.
Индивидуальная система стимулирования участника смены может быть разработана и введена на усмотрение педагога, работающего с отрядом. В качестве рекомендаций: ребёнка можно награждать индивидуально грамотами, дипломами, небольшими медалями за конкретные достижения. Но если педагог считает, что необходимо ввести систему стимулирования внутри своего отряда, то она должна дополнять игровую модель, а не идти вразрез с ней.
Модуль «Будущее России»
Направлен на формирование сопричастности к истории, географии Российской Федерации, ее этнокультурному, географическому разнообразию, формирование национальной идентичности.
Модуль «Ключевые мероприятия детского лагеря»
Ключевые мероприятия – это главные традиционные мероприятия детского лагеря, в которых принимает участие большая часть детей.
Реализация воспитательного потенциала ключевых мероприятий детского лагеря предусматривает:
- Торжественное открытие и закрытие смены (программы);
- Тематические дни. Проведение тематических дней и мероприятий согласно перечню основных государственных и народных праздников, памятных дат. - Торжественная
церемония подъема Государственного флага Российской Федерации;
- тематические и спортивные праздники, творческие фестивали.
Модуль «Отрядная работа»
Воспитатели организует групповую и индивидуальную работу с детьми вверенного ему временного детского коллектива – отряда. Временный детский коллектив или отряд – это группа детей, объединенных в целях организации их жизнедеятельности в условиях детского лагеря.
Для эффективного использования воспитательного потенциала отрядной работы необходимо учитывать особенности временного детского коллектива:
- Коллектив функционирует в течение короткого промежутка времени, 15 рабочих
дней.
- Как правило, коллектив объединяет детей, которые не были знакомы ранее.
- Автономность существования: влияние внешних факторов уменьшается, ослабляется влияние прежнего социума, например, семьи, класса, друзей. В то же время у коллектива появляется новое место жизнедеятельности.
- Коллективная деятельность. Участники коллектива вовлечены в совместную деятельность.
- Завершенность развития: полный цикл: от формирования до завершения функционирования.
Реализация воспитательного потенциала отрядной работы предусматривает:
- планирование и проведение отрядной деятельности;
- поддержку активной позиции каждого ребенка, предоставления им возможности обсуждения и принятия решений, создания благоприятной среды для общения;
доверительное общение и поддержку детей в решении проблем, конфликтных ситуаций;
- организацию интересных и полезных для личностного развития ребенка совместных дел, позволяющих вовлекать в них детей с разными потребностями, давать им возможности для самореализации, устанавливать и укреплять доверительные отношения, стать для них значимым взрослым, задающим образцы поведения; вовлечение каждого ребенка в отрядные дела и общелагерные мероприятия в разных ролях: сценаристов, постановщиков, исполнителей, корреспондентов и редакторов, ведущих, декораторов и т.д.;
- формирование и сплочение отряда (временного детского коллектив) через игры, огонек знакомства, визитки; сформировать дружный и сплоченный отряд поможет знание периодов развития временного детского коллектива – этапов развития межличностных отношений;
- предъявление единых педагогических требований (ЕПТ) по выполнению режима и распорядка дня, по самообслуживанию, дисциплине и поведению, санитарно-гигиенических требований;
- принятие совместно с детьми законов и правил отряда, которым они будут следовать в детском лагере, а также символов, названия, девиза, эмблемы, песни, которые подчеркнут принадлежность именно к этому конкретному коллективу;
- диагностику интересов, склонностей, ценностных ориентаций, выявление лидеров, аутсайдеров через наблюдение, игры, анкеты;
- аналитическую работу с детьми: анализ дня, анализ ситуации, мероприятия, анализ смены, результатов;
- поддержка детских инициатив и детского самоуправления;
- сбор отряда: хозяйственный сбор, организационный сбор, утренний информационный сбор отряда и др.;
Модуль «Коллективно-творческое дело (КТД)»
Основу данной методики составляет коллективная
творческая деятельность, предполагающая участие каждого члена коллектива во всех этапах
организации деятельности от планирования до анализа.
Общий сбор участников «Здравствуй, лагерь»
Игровая творческая программа-концерт «Мы – одна команда!»
Театральный час «Там, на неведомых дорожках»
Танцевальная программа «Танцуем вместе!»
Конкурсная программа «Эврика!»
Праздник «Я, ты, он, она – вместе целая страна!»
Игра по станциям «Твори! Выдумывай! Пробуй!»
Гостиная значимых людей для страны «Ими гордится Россия»
Спортивное мероприятие "Малые Олимпийские игры"
Конкурсно-познавательная программа по правилам дорожного движения «Безопасное колесо»
«Волшебный мир театра»
Игра-поиск «Сундук сокровищ»
Смотр строя и песни «Орлята, равняйсь!»
Итоговый сбор участников «Нас ждут новые открытия!»
Закрытие смены «Мы – дружные, Мы – орлята России!»
Модуль «Самоуправление»
В основу детского самоуправления поставлен деятельностно-ориентированный подход, при котором вначале педагог определяет объём деятельности, который следует разделить с ребятами, и лишь затем формируется детское сообщество, способное реализовывать эту деятельность совместно со взрослыми.
Принципы детского самоуправления:
- добровольность;
- включённость в процесс самоуправления всех групп детей;
- приоритет развивающего начала для ребёнка;
- повсеместное присутствие (участие ребёнка в принятии всех решений, касающихся его, с учётом степени его социализации в коллективе, возрастных и психологических возможностей);
- доверие (предоставление детям большей свободы действий, увеличение зоны их ответственности);
- открытость, честность взрослых в общении с детьми и недопущение использования детей в качестве инструмента достижения собственных целей;
- ориентация на результат
Для оптимизации процесса детского самоуправления в смене предлагается
ввести систему чередования творческих поручений (далее –ЧТП), основанную на двух простых правилах: «от меньшего к большему» и «от простого к сложному». Система ЧТП строится на разделении отряда на микрогруппы для выполнения творческих заданий и поручений, благодаря которым каждый ребёнок сможет проявить свои способности в различных видах деятельности.
Согласно игровой модели в начале смены ребята договариваются о том, как назвать отряд, что может быть представлено на эмблеме их отряда, предлагают варианты того, что может быть включено в творческую визитку. Дальше в играх на сплочение ребята принимают ответственность за свои решения и за решения команды. Попадая в Страну Маленьких и Великих Открытий, ребята знакомятся с правилами её жителей, объединяются в микрогруппы для решения общих задач, которые им предлагают (здесь могут быть представлены как творческие, так и повседневные поручения, которые реализуются на протяжении смены). В завершение смены ребята берут на себя посильные роли в организации общего праздника.
Для решения задач, которые стоят перед ребятами, формируются микрогруппы по 3-5 человек. В процессе смены педагогу важно координировать формирование микрогрупп таким образом, чтобы каждый ребёнок попробовал себя в разных ролях.
Таким образом, детское самоуправление проявляется в деятельности микрогрупп, посильной самостоятельности в принятии решений, выполнении тех или иных поручений и сопровождается взрослыми на протяжении всей смены. Примеры различных поручений представлены в сценариях ключевых дел смены.
Модуль «Здоровый образ жизни»
Модуль предполагает восстановление физического и психического здоровья в
благоприятных природных и социокультурных условиях, освоение способов восстановления и укрепление здоровья, формирование ценностного отношения к собственному здоровью, способов его укрепления и т.п.
Система мероприятий в профильном лагере с дневным пребыванием детей при МБОУ СОШ № 19 г. Ставрополя, направленных на воспитание ответственного отношения у детей к своему здоровью и здоровью окружающих, включает:
- физкультурно-спортивные мероприятия: зарядка, спортивные соревнования, эстафеты, спортивные часы;
- спортивно-оздоровительные события и мероприятия на свежем воздухе
Модуль «Организация предметно-эстетической среды»
Окружающая ребенка предметно-эстетическая среда лагеря с дневным пребыванием детей обогащает его внутренний мир, способствует формированию у него чувства вкуса, создает атмосферу психологического комфорта, поднимает настроение, способствует позитивному восприятию ребенком детского лагеря.
Очень важно создать в лагере с дневным пребыванием детей «дружелюбную» предметно-эстетическую среду, т.к. на период смены лагерь становится новым местом жизнедеятельности ребенка.
Реализация воспитательного потенциала предметно-эстетической среды предусматривает:
- тематическое оформление интерьера помещений детского лагеря (вестибюля, коридоров, рекреации, залов) и кабинетов для пребывания детей;
- оформление отрядных уголков, позволяющее детям проявить свои фантазию и творческие способности.
- событийный дизайн – оформление пространства проведения событий (праздников, церемоний, творческих вечеров, выставок, КТД, отрядных дел и т.п.);
- оформление образовательной, досуговой и спортивной инфраструктуры;
- акцентирование внимания детей посредством элементов предметно-эстетической среды (стенды, плакаты, инсталляции) на важных для воспитания ценностях детского лагеря, его традициях, правилах;
- звуковое пространство детском лагере – музыкальное сопровождение, исполнение гимна РФ;
- «места новостей» – оформленные места, стенды в помещениях (холл первого этажа, кабинеты), содержащие в доступной, привлекательной форме новостную информацию позитивного гражданско-патриотического, духовно-нравственного содержания, поздравления, афиши и т.п.;
- размещение регулярно сменяемых экспозиций творческих работ детей, демонстрирующих их способности, знакомящих с работами друг друга, фотоотчетов об интересных событиях детском лагере.
Модуль «Профилактика и безопасность»
Реализация воспитательного потенциала профилактической деятельности в целях формирования и поддержки безопасной и комфортной среды в детском лагере предусматривает:
- физическую и психологическую безопасность ребенка в новых условиях;
- целенаправленную работу всего педагогического коллектива по созданию в детском
лагере эффективной профилактической среды обеспечения безопасности жизнедеятельности как условия успешной воспитательной деятельности;
- поддержку инициатив детей, педагогов в сфере укрепления безопасности жизнедеятельности в детском лагере, профилактики правонарушений, девиаций, организация деятельности, альтернативной девиантному поведению – познание (путешествия), испытание себя (спорт), значимое общение, творчество, деятельность
Модуль «Работа с воспитателями»
Главными субъектами успешной и качественной работы с детьми в лагере с дневным пребыванием детей являются воспитатели, а также они являются важным участником системы детско-взрослой воспитывающей общности. От их компетентности, профессиональной готовности, увлеченности зависит, насколько дети смогут раскрыть свой потенциал, осознать себя частью сообщества детского лагеря
Модуль «Профориентация»
Воспитательная деятельность по направлению «профориентация» включает в себя профессиональное просвещение;
Эта работа осуществляется через экскурсии на предприятия и встречи с родителями той или иной профессии
Раздел III. ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
3.1. Календарный план воспитательной работы
Содержание программы предполагает описание ключевых дел смены, которые рекомендованы к реализации, так как именно они поддерживают игровую модель. Педагогический коллектив лагеря может добавлять или разнообразить формы проводимых дел любого тематического дня при условии, что они будут представлены и реализованы в единой логике содержания всей программы и смысла игрового сюжета.
Обязательным условием является неведение участников относительно ожидающих их событий: каждое утро, открывая новые страницы волшебной книги, ребята вместе со своим воспитателем находят новые задания, подсказки и приглашение к продолжению путешествия в следующий тематический день.
Организационный период (1-2 дни смены) – орлята собираются вместе, чтобы познакомиться и интересно и познавательно провести время.
Задачи организационного периода:
- адаптация участников смены, знакомство с правилами лагеря, распорядком дня;
- знакомство с территорией, историей и инфраструктурой лагеря;
- знакомство со всеми участниками смены в форме творческих визиток отрядов;
- знакомство с содержанием программы смены (ввод в игровой сюжет, информирование детей об их возможностях в смене).
Формы ключевых событий и дел |
Краткое описание |
1-й день смены - 26 июня.
Организационный период. Формирование отрядов. |
Игровой час «Играю я – играют друзья» (уровень отряда) |
Включает в себя проведение игр или игровых программ на взаимодействие, командообразование, сплочение, выявление лидера, создание благоприятного эмоционального фона в коллективе; при необходимости игры на знакомство или закрепление имён.
Ссылка на материалы дела: htt ps://disk.yandex.ru/i/LCD7UTT6EeASMg |
Общий сбор участников
«Здравствуй, лагерь»
(уровень лагеря) |
Официальный старт смены – открытие с поднятием государственного флага РФ и исполнением гимна РФ, творческим номером, приветственной речью начальника лагеря. Знакомство участников смены с основными правилами и распорядком дня, ключевыми людьми, к которым можно обращаться в течение смены.
Ссылка на материалы дела:
https://disk.yandex.ru/i/VNVJHNYPrlA3iQ |
2-й день смены – 27 июня.
Кто такие орлята России
Погружение в игровой сюжет смены. |
Творческая встреча орлят
«Знакомьтесь, это – мы!»
(уровень лагеря) Приложение 3 |
Знакомство отрядов друг с другом, творческая презентация визиток, названий и девизов; знакомство с творческой визиткой учителей, педагогов, наставников-старшеклассников.
Ссылка на материалы дела: https://disk.yandex.ru/i/0UqXS4_n4omtsg |
Тематический час
«Открывая страницы интересной книги»
(уровень отряда) |
Презентация волшебной книги, открыв которую ребята видят послание от жителей неизвестной страны. «Жители» знакомят детей с правилами, которые приняты в неизвестной стране. На основе этих правил отряд продумывает группы ЧТП.
Ссылка на материалы дела: https://disk.yandex.ru/i/oFdBvcBPL8J_4Q |
Основной период (3-15 дни смены) – орлята отправляются в путешествие по неизвестной стране, открывать которую им помогают невидимые жители.
Задачи основного периода:
- знакомство с треками проекта Орлята России
- знакомство с культурными традициями и национальными ценностями российского народа, изучение богатств нашей Родины;
- поддержание благоприятного эмоционально-психологического климата;
- создание условий для проявления каждым ребёнком индивидуальности, его творческого и нравственного потенциала, активности и инициативы;
- приобщение детей к здоровому образу жизни
- формирование норм взаимоотношений внутри коллектива
Ключевые события и дела |
Описание ключевых дел |
3-й день смены - 1 июля
Тематический день «Мы – Орлята! »
Открытие лагерной смены
«Национальные игры и забавы» |
Время отрядного творчества
«Мы – Орлята!»
(уровень отряда) |
Направлено на знакомство детей с национальными играми и забавами России. В рамках дела ребята рассматривают
спектр национальных игр и забав и более подробно знакомятся с одной конкретной игрой, заранее определённой жребием.
Ссылка на материалы дела: https://disk.yandex.ru/i/NeMiPds009_H6Q |
4-й день смены - 2 июля
Тематический день «Мы – Орлята! », «День спорта» |
Игровая творческая программа-концерт
«Мы – одна команда!»
Открытие лагерной смены
(уровень лагеря) |
Задания и игры на сплочение и командообразование и проведение для других ребят своей игры, с которой они познакомились во время отрядного творчества
«Мы – Орлята! », представление творческих номеров от каждого отряда
Ссылка на материалы дела: https://disk.yandex.ru/i/8SSly_hQdrXAjg |
Выставка рисунков и плакатов «Добрые советы для вашего здоровья». |
Творческая работа в отрядах по созданию добрых советов, выставка творческих работ |
Спортивное мероприятие "Малые Олимпийские игры" |
Спортивный праздник, в котором ребята могут показать свою силу, скорость, ловкость, сплочённость, умение поддержать товарища. |
5-й день смены - 3 июля.
Тематический день «Ларец народной мудрости»
(День русского языка, Пушкинский день ) |
Творческий фестиваль
«Ларец народной мудрости»
(уровень отряда) |
Фестиваль направлен на знакомство детей с творчеством А.С. Пушкина. Предполагает различные формы
Ссылка на материалы дела: https://disk.yandex.ru/i/WbAW79TKQ8UihQ |
Театральный час
«Там, на неведомых дорожках»
(уровень лагеря)
|
Ребята с помощью игрового приёма выбирают сказку, которую им предстоит инсценировать. Здесь и сейчас готовят костюмы из подручных средств, придумывают простые реплики, репетируют, после чего начинаются представления отрядов. Далее участников ждёт сюрприз – экспромт на сцене от вожатых. Ссылка на материалы дела:
https://disk.yandex.ru/i/LQfSyuiJ_Y2hhA |
6-й день смены - 4 июля.
Тематический день «Танцуем вместе!»
(«Национальные и народные танцы») |
Танцевальный час
«В ритмах детства»
(уровень отряда)
|
Дело направлено на разучивание с отрядом
танцевального флешмоба, который будут танцевать все
«Орлята России» по стране в определённый день.
Ссылка на материалы дела: https://disk.yandex.ru/i/vHISl9bSg61lLQ |
Танцевальная программа «Танцуем вместе!»
(уровень лагеря)
|
Направлена на знакомство детей с национальными танцами России, где они и пробуют разучить и исполнить разные танцы. Ссылка на материалы дела: https://disk.yandex.ru/i/KwUmg7dWrocJJA |
7-й день смены – 5 июля.
Тематический день «Эврика!»
(«Великие изобретения и открытия») |
Научно- познавательные встречи «Мир науки вокруг меня»
(уровень отряда)
|
Знакомство детей с изобретениями и великими
открытиями России, Красноярска с помощью приглашенных учителей старших классов по химии, физике, биологии, которые могут показать практические опыты или рассказать о науке интересно и занимательно.
Ссылка на материалы дела: https://disk.yandex.ru/i/yRWJO0i0YS6QCQ |
8-й день смены – 8 июля.
Тематический день «Эврика!»
(«Великие изобретения и открытия») |
Конкурсная программа
«Эврика!»
(уровень лагеря)
|
Соревнование команд по решению интересных кейсов, основанных на методике ТРИЗ. Решив кейс, команда дружно восклицает «Эврика!» Ссылка на материалы дела:
https://disk.yandex.ru/i/R-rHbZzBUJGUsg |
9-й день смены – 9 июля.
Тематический день «Моя Россия – моя страна!» |
Познавательно-игровая программа «Мы-граждане России!» |
изучение общей информации о России: чем славится страна, какие символы имеет, рассматривается история появления символов страны; |
Праздник «Я, ты, он, она – вместе целая страна!» |
Проведение праздника в честь Дня России. Ребята выступают одновременно в роли участников и организаторов данного события.
|
10-й день смены – 10 июля.
Тематический день
«Кладовая природы»
«Природное богатство и полезные ископаемые» |
Экскурсия в Парк Гагарина, на пришкольный участок
(уровень отряда)
|
Знакомство детей с природным богатством родного города. Экскурсия строится по принципу поисковой исследовательской деятельности.
Ссылка на материалы дела: https://disk.yandex.ru/i/b5iAaxsONaQVPQ |
Экологический час
«Создание экологического
постера и его защита»
(уровень лагеря)
|
Во время экскурсии ребята набираются знаний и впечатлений. После этого отряду предлагают создать экологический постер, внеся туда все, что они почувствовали и запомнили. Время на создание постера ограничено. Итогом станет презентация всемиотрядами своих постеров на экологическую тематику.
Ссылка на материалы дела: https://disk.yandex.ru/i/LB_AsIjve5d5Lw |
11-й день смены – 11 июля.
Тематический день «Умелые ручки»
«Прикладное творчество и народные ремёсла» |
Мастер-классы
«Умелые ручки»
(уровень отряда)
|
Проведение мастер-классов прикладного характера, где они смогут рисовать, лепить, выжигать, шить, плести и т.д. Ссылка на материалы дела: https://disk.yandex.ru/i/6ynOeadUdFOejw |
Игра по станциям
«Твори! Выдумывай! Пробуй!»
(уровень лагеря) |
Направлена на знакомство детей с прикладным творчеством и народными ремёслами России/Красноярского края и даёт возможность детям узнать о народных ремёслах, пофантазировать и создать что-то своё.
Ссылка на материалы дела: https://disk.yandex.ru/i/IOrdPcfQhBYQ8g |
12-й день смены – 12 июля.
Тематический день «Я и моя семьЯ» |
Творческая мастерская
«Подарок своей семье»
(уровень отряда)
Приложение 22 |
Создание небольшого подарка своими руками для родных и близких.
Ссылка на материалы дела: https://disk.yandex.ru/i/N8iAKpJ4SAAwjA |
Гостиная значимых людей для страны
«Ими гордится Россия»
(уровень отряда/лагеря) |
Творческая работа по поиску и представлению людей, которыми гордится страна
Ссылка на материалы дела: https://disk.yandex.ru/i/IyFOAoeXmXHh1w |
13-й день смены – 12 июля.
Тематический день «Открытые тайны великой страны» |
Тематический час
«Открываем Россию»
(уровень отряда)
|
Подведение итогов путешествия по неизвестной стране. Для этого ребята собирают все элементы карты неизвестной страны, вспоминают, о чём узнали за Дни смены, и отгадывают название страны, по которой они путешествовали (Россия). Педагог рассказывает о Государственных символах нашей страны.
Ссылка на материалы дела: https://disk.yandex.ru/i/OOoIwLsOz2oUkw |
«Волшебный мир театра» |
Представление творческих театральных экспромт- выступлений отрядами |
Итоговый период (14--15 дни смены) – Орлята возвращаются из путешествия по неизвестной стране и подводят итоги.
Задачи итогового периода:
реализация ключевого события – большого совместного праздника, закрепляющего все этапы коллективно-творческого дела;
награждение детей/отрядов за активное участие в программе лагеря,
подготовка детей к завершению смены, усиление контроля за жизнью и здоровьем детей |
14-й день смены – 15 июля.
Тематический день
«По страницам нашей книги» |
Подготовка к празднику
«Создаём праздник вместе»
(уровень отряда) |
Деление отряда на микрогруппы для выполнения поручения; работа групп по проработке своей части общего поручения отряда.
Ссылка на материалы дела:
https://disk.yandex.ru/i/H8ewmek8YiM5Iw |
Праздничный
калейдоскоп «По
страницам нашей книги»
(уровень лагеря) |
Проведение праздника по итогам путешествия по неизвестной стране. Ребята выступают одновременно в роли участников и организаторов данного события.
Ссылка на материалы дела: https://disk.yandex.ru/i/MbCu1kFwIvQtrQ |
15день смены – 16 июля.
Итоговый период смены. Выход из игрового сюжета. |
Итоговый сбор участников «Нас ждут новые открытия!»
(уровень отряда) |
Анализ реализованного коллективно-творческого дела и подведение итогов путешествия по неизвестной стране.
Ребятам предлагается ещё раз вспомнить всё, что произошло с ними в смене (в этом поможет книга) и создать афишу-коллаж о своём путешествии. Это позволит педагогу получить многогранную обратную связь. Кроме того, афиша-коллаж
поможет ребятам проанализировать, что они
узнали за смену, чему научились, как изменились. Ссылка на материалы дела: https://disk.yandex.ru/i/5ePp4dFFX1uCCg |
Закрытие смены «Мы – дружные, Мы – орлята России!»
Линейка закрытия смены
«Содружество Орлят России»
(уровень лагеря) |
Официальное завершение смены и награждение её участников. Содержание линейки может
содержать творческие номера, ответное слово детей и напутствия педагогов.
Ссылка на материалы дела: https://disk.yandex.ru/i/YjASZOinVn5pbA |